Из выступления председателя общественного объединения "Ветераны за качество образования" Полищук Р.И. на августовской конференции педагогов Северного-Казахстанской области
20 августа 2016 года

Уважаемые коллеги!

Мировой опыт показывает, что в условиях реформирования образования, главное, на чем должно быть сосредоточено внимание системы, внимание всех нас – это повышение качества образования, а, учитывая современные требования, это еще и повышение его доступности, а также усиление эффективности образовательной системы в целом, для чего необходимо обеспечить надлежащее управление качеством образования на всех уровнях: от региона – до организации образования. И от того, как будет решаться эта проблема управления зависит успех осуществляемых реформ.

Вот такая имеет место закономерность, игнорировать которую мы не можем.

Что хочется сказать об управлении системой образования?

Сегодня в новых социально-экономических условиях и начавшейся модернизации образования привычные стили и стереотипы управленческой деятельности не работают, поскольку разрознены и несистемны и потому не отражают объективную реальность в практике образования.

Система показателей часто подменяется набором данных, собираемых по разным основаниям, которые после обобщения трактуются в терминах административной отчетности, нередко используется нестандартизированный инструментарий (авторские тексты или работы, не апробированные или не имеющие стабильных характеристик).

Новому времени нужна новая система управления качеством образования.

Это очень важная и необходимая работа. Понимание важности роли управления на сегодняшнем этапе должно исходить из нового понимания качества образования, из создания развернутого научного обоснования систем управления качеством и интенсивного развития их методологического, методического и информационного обеспечения.

Практическое решение этой задачи требует, среди прочего, разработки и внедрения таких механизмов управления, которые позволяли бы влиять на качество образования не только со стороны государства, но и со стороны других групп потребителей и пользователей образовательных услуг – отдельных граждан, профессиональных сообществ, общества в целом. Общественно-гражданские институты могут и должны участвовать в оценке качества образования на всех уровнях и в рамках всех оценочных процедур в целях осуществления общественной экспертизы и подготовки информации об общественной удовлетворенности деятельностью образовательных учреждений, их руководителей, педагогов, системы образования в целом.

В свою очередь, повышение эффективности управления – как государственного, так и общественного – требует, как минимум, своевременного получения надежной и достоверной информации о состоянии системы образования и о реально достигаемом качестве образования.

Эту задачу также нельзя полноценно решить в рамках сегодня существующей системы контроля, которая в силу своих организационных и технологических особенностей, в принципе не способна обеспечить получение информации, необходимой для принятия управленческих решений. В современных условиях требуется принципиально иной подход. Необходимо отказаться от модели просто контроля качества и перейти к модели обеспечения качества образования. Кроме управленческого аппарата, это предполагает вовлечение в эти процессы самих участников образовательного процесса и потребителей образовательных услуг т.е., представителей общественности.

Условием положительного решения этой проблемы, конечно же, должна стать открытость и прозрачность системы оценки результатов и качества образования.

На данный момент наша реальная педагогическая практика, чтобы качественно выполнять свои задачи, нуждается в создании общей, единой по всей стране, системы оценки качества и эффективности образования, в которой приоритетными должны стать технологические аспекты оценки, в строгом соответствии с требованиями теории педагогических измерений, а ее составляющие должны быть заданы в форме объективных, инструментальных показателей, допускающих только однозначную интерпретацию результата, понятную не только управленцам, но и педагогам, обучающимся, их родителям, широкой общественности. Это позволит модернизировать всю систему управления по целям, сформировать "новую мораль" в сфере оценки качества образования, при которой любая фальсификация данных признается недопустимой и отвергается обществом.

Надо сказать, имеющийся в нашем отечественном образовании опыт позволяет рассматривать создание такой системы как реальную вполне решаемую задачу.

Управление качеством начинается с работы с человеком, прежде всего, с учителем и заканчивается системной работой с кадрами, повышением их профессионального уровня. Других путей нет.

Учительству Северного Казахстана с его огромным творческим потенциалом и опытом инновационной деятельности, преданностью своему делу выполнение всех задач модернизации образования, безусловно, по плечу.

Уважаемые коллеги!

Оценивая масштабы предстоящих перемен в нашем образовании – нельзя не видеть, какой большой объем работы нам предстоит. Сегодня мы начинаем привыкать к мысли, что наше образовательное пространство действительно является частью мирового и не может игнорировать задаваемый им контекст; что в этих условиях образование не может оставаться замкнутой системой – ни в отношении собственного общества и его интересов, ни в отношении тех направлений, тех трендов, которые определяют вектор и динамику образования в мире.

Позвольте поздравить вас с наступающим Днем знаний и пожелать творческих успехов и побед в предстоящей работе.

Спасибо за внимание!